Пояса в дзюдо по порядку. Какое значение имеет цвет пояса в дзюдо

Система ранжирования по поясам была введена основателем дзюдо Дзигоро Кано. До этого большинство традиционных Японских боевых искусств использовали сложную систему градации, которая не имела единства и общего порядка. Обычно ранги подтверждались рукописными сертификатами учителя или основателя. Часто высокие степени подтверждались свитками, имевшими иллюстрации технических приемов, наставлениями и секретами основателей школ, что помогало сохранять высокую технику. Зачастую эти документы были записаны специфическим языком, бессмысленным для непосвященных. Из-за закрытости боевых искусств и их инструкторов не было путей для сравнения и оценки профессионального уровня учеников разных школ.

Так как в молодости Дзигоро Кано изучал основы дзю-дзюцу в разных школах, ему были знакомы секреты этих школ.

На основе сравнения систем оценки школ дзю-дзюцу Кано создал для дзюдо систему ранжирования из 10 рангов со сравнительно короткими интервалами между ними, чтобы мотивировать учеников для занятий. В 1883 году он разделил учеников на две группы – аттестованные на степень («юданся» - «тот, у кого есть дан») и не аттестованные («муданся» - «тот, у кого нет дана»). Сертификаты на степени стали выпускаться в 1894 году. Черные пояса не являлись символом обладания степенью (даном) вплоть до 1886 года. И сами пояса были не такими, какие носят сегодня. Поскольку тогда Кано еще не изобрел специальной формы для занятий, ученики тренировались в традиционной японской одежде – кимоно, подпоясываясь широкими белыми поясами. В 1906 году Кано представил новую форму для дзюдо, и пояса, которые были только белыми и черными.

Постепенно для различия ступеней (кю) стали использоваться цветные пояса. Обычно в Японии белые пояса носят все обладатели ступеней (кю) и некоторые школы используют коричневые пояса для обозначения более высоких ступеней. Синие, желтые, оранжевые, зеленые, фиолетовые пояса использовались для обозначения промежуточных ступеней в Европе и были заимствованы США в начале 1950-х годов. Цвета поясов дзюдо в Австралии, Европе и Канаде

По традиции черные пояса носили обладатели технических данов с первого (сёдан) до пятого (годан). Пояс из красно-белых чередующихся полос носили награжденные за особые заслуги в дзюдо обладатели данов от шестого (рокудан) до восьмого (хатидан). Яркий красный пояс использовали обладатели девятых (кюдан) и десятых (дзюдан) данов.

Начало цветных поясов, а также значение конкретных цветов окутано тайной и может быть навсегда потеряно в истории. Дзигоро Кано, создавший свою систему цвета поясов не оставил никаких документальных подтверждений, почему он использовал тот или иной цвет. Он верил, что если кто-то достиг бы уровня выше 10 дана, то превзошел такое понятие как «цвет пояса» и следовательно возвращался бы к белому цвету, завершая таким образом полный круг дзюдо, как круг жизни (под конец жизни Дзигоро Кано так и поступил, надев белый пояс, подчеркнув тем самым глубину и безграничность секретов созданного им же боевого искусства).

Белый цвет пояса был выбран, как первоначальный потому, что в Японии люди считали этот цвет символом чистоты, святости с древних времен. Следовательно, это символизирует невинность и достоинство начинающих.

Возможно, цвета были заимствованы из истории древней Японии, когда система рангов выстраивалась при помощи разноцветных головных уборов, что и повлияло на решение Кано применить её к поясам.

Что касается черного пояса, то существует мнение о том, что Кано выбрал его для обозначения высокого ранга, позаимствовав это у спорта японской высшей школы. Там на соревнованиях по плаванию подготовленным участникам повязывали вокруг талии черную ленту для того, чтобы отличить их от начинающих.

Что касается выбора красно-белого пояса, то это идет из традиции японцев делить группы на красные и белые стороны. Эта традиция идет из войны, которая была конфликтом между двумя конкурирующими кланами, один из которых использовал на поле боя для отличия от врагов белые флаги, другой клан красные.

Возможно, что чередование красных и белых полос на поясе в дзюдо символизирует гармонию двух противоположностей Инь и Ян, согласно древней Книге Перемен.

О других цветах поясов есть несколько теорий.

По одной версии цвет пояса менялся по принципу, позволявшему использовать более темную краску для окрашивания: желтую, оранжевую, зеленую, синюю, коричневую и черную, что делало технологию окраски более практичной.

По другой теории человек, который начинал практиковать боевое искусство получал пояс для того, чтобы завязывать униформу во время занятий. После многих месяцев изнурительных тренировок белый пояс желтел от пота занимающегося. При занятиях на природе он принимал цвет травы и листьев при отработке техники, который после многолетних занятий становился синим, а после многочисленных спаррингов с противником приобретал красный или коричневый цвет от пятен крови. С годами он продолжал темнеть и превращался в черный цвет. Через десятилетия тренировок поверхность пояса истиралась настолько, что он вновь становился все более белым, обнажая внутреннюю структуру пояса. Это означало, что занимающийся прошел полный круг и достигал конечного этапа просвещения.

Броски и техники партера по системе КЮ и ДАН

В дзюдо предусмотрена система определения уровня знаний и мастерства учеников и учителей путём присвоения степеней КЮ и ДАН, а также выдачи поясов дзюдо разных цветов.

Существует следующая цветовая градация:

КЮ – ученическая квалификационная степень:

    • 6 КЮ (рокукю) - БЕЛЫЙ ПОЯС
    • 5 КЮ (гокю) - ЖЁЛТЫЙ ПОЯС
    • 4 КЮ (ёнкю) - ОРАНЖЕВЫЙ ПОЯС
    • 3 КЮ (санкю) - ЗЕЛЁНЫЙ ПОЯС
    • 2 КЮ (никю) - СИНИЙ ПОЯС
    • 1 КЮ (иккю) - КОРИЧНЕВЫЙ ПОЯС

ДАН – мастерская квалификационная степень:

      • 1 ДАН (сёдан) - ЧЕРНЫЙ ПОЯС
      • 2 ДАН (нидан) - ЧЕРНЫЙ ПОЯС
      • 3 ДАН (сандан) - ЧЕРНЫЙ ПОЯС
      • 4 ДАН (ёндан) - ЧЕРНЫЙ ПОЯС
      • 5 ДАН (годан) - ЧЕРНЫЙ ПОЯС
      • 6 ДАН (рокудан) - КРАСНО-БЕЛЫЙ
      • 7 ДАН (сичидан) - КРАСНО-БЕЛЫЙ
      • 8 ДАН (хачидан) - КРАСНО-БЕЛЫЙ
      • 9 ДАН (кудан) - КРАСНЫЙ
      • 10 ДАН (дзюдан) - КРАСНЫЙ

В данном разделе представлен полный перечень техник дзюдо NAGE-WAZA и KATAME-WAZA: броски, удержания, болевые и удушающие. Учебный видео материал предназначен для дополнительной теоретической подготовки к сдаче аттестационных экзаменов по дзюдо с присвоением степеней КЮ и ДАН и последующим получением пояса дзюдо соответствующего цвета.

Для начала изучения выберите интересующий Вас комплекс и нажмите на баннер!

  • Значение цвета пояса дзюдо

    В древности большинство школ Японии, в которых обучали боевым искусствам, применяли довольно сложные системы обозначения уровня мастерства и знаний учеников и учителей. Например, это были различные рукописные сертификаты, грамоты, зашифрованные иллюстрации, непонятные людям со стороны. Непосвященному человеку было тяжело определить уровень подготовки ученика.

    При создании дзюдо, его основатель Дзигоро Кано учел данную проблему и ввел простую и понятную систему ранжирования из 10 данов. В то время, белые пояса носили все ученики до момента присвоения им 1-го Дана, после чего им выдавался чёрный пояс. Данная система со временем трансформировалась и обрела тот облик, который мы наблюдаем сейчас в мировом дзюдо.

    Белый цвет в Японии является священным. Он символизирует начало начал, чистоту и невинность. Именно поэтому все новые ученики одевают пояса белого цвета.

    Постепенно, с целью дополнительного мотивирования учеников к занятиям, ввели цветные пояса дзюдо . Они помогали определять различия между учениками с разными степенями КЮ.

    По традиции чёрный пояс одевали ученики, которым были присвоены технические даны с 1 по 5. Красно-белыми поясами награждались мастера за высочайший уровень техники и значительный вклад в развитие дзюдо. Дзюдоистам с красно-белым поясом присваивались степени ДАН с 6 по 8.

    Окрас пояса в красно-белый цвет выбран не случайно, согласно древней Книге Перемен, он символизирует единство противоположностей Инь и Янь. Человек достигший этого уровня находится в гармонии с собой, обществом и окружающим миром.

    Наивысшей наградой в дзюдо является красный пояс, он присваивается всем обладающим 9 и 10 Даном. Стоит также отметить, что при ранжировании дзюдоистов, помимо требований предъявляемых к мастерству и вкладу в развитие дзюдо, существуют возрастные ограничения и временной стаж. В следствии чего, молодым мастерам не могут быть присвоены высочайшие ранги. Это еще раз подтверждает позицию Дзигоро Кано, рассматривающего дзюдо как стиль и философию всей жизни, а не временного увлечения.

    Глубина познания дзюдо безгранична, оно не имеет никаких временных рамок и потолка развития. Мастера достигшие высочайшего 10 ДАНА и получившие красный пояс, со временем, вновь одевают белый пояс, закольцовывая в бесконечность путь совершенствования дзюдо. Так и поступил Дзигоро Кано, после красного пояса он снова одел белый пояс, завершив круг и начав новый этап просвещения.

  • Теория появления цветовой палитры

    История появления используемых ныне цветов поясов не имеет документального подтверждения. Однако существует одна наиболее правдивая теория. Приступая к занятиям дзюдо впервые, ученик получал белый пояс для того, чтобы завязывать кимоно. После многих месяцев тяжелых занятий пояс пропитывался потом и приобретал жёлтый цвет. Далее цвет становился более насыщенным и переходил в оранжевый. По мере повышения мастерства, ученик приступал к уличным тренировкам, где его пояс окрашивался в зеленый цвет травы и листьев, а затем переходил в синий.

    Овладев базовыми техниками, ученик начинал все больше времени уделять спаррингам, после которых пояс начинал пропитываться кровью и приобретать коричневый цвет, а затем темнеть и превращаться в чёрный. И вот, спустя десятилетия тренировок пояс мастера начинал потихоньку истираться, обнажая сердцевину пояса и становясь все более белым. Это сигнализировало о завершении мастером полного круга познания дзюдо и начале нового этапа просвещения.

До этого в Якутии еще не было специалистов, которые имеют официальное разрешение на присвоение квалификационных степеней по кю. Теперь у наших дзюдоистов появилась возможность, никуда не выезжая, сдать экзамен и с гордостью носить цветной пояс.

Первым специалистом, который имеет все полномочия, является Дамдиндорж Гомбодорж.

О самом семинаре и присвоении четвертого дана рассказывает старший тренер клуба дзюдо «Сакура» при УОР им.Р.М.Дмитриева Дамдиндорж Гомбодорж.

- Кю – это обозначение уровня достижений знаний и умений дзюдоиста. Так, в российском дзюдо есть пять видов кю. Из них теперь я имею право присваивать три ученические степени. Так, обладатель степени 5 кю может носить желтый пояс, 4 кю – оранжевый, а 3 кю – зеленый. Для этого спортсмен на аттестации должен продемонстрировать восемь приёмов в стойке и пять приёмов в партере для каждой группы кю.

Еще одной важной частью внедрения системы аттестации на кю стало то, что если мы будем проходить официальную аттестацию по линии федерации дзюдо России, то это даст право нашим спортсменам от 11 до 15 лет участвовать во всех официальных соревнованиях, проводимых под эгидой федерации дзюдо России.

Помню, были случаи, когда тренеры самостоятельно назначали пояса, а это дает право выступить только на территории республики. За ее пределами это считается недействительным. Чтобы в будущем не было недоразумений, нужно официально наладить всю систему. Поэтому, не теряя времени, в начале июня планирую собрать тренеров, чтобы они прошли обучающий семинар, затем подготовили своих воспитанников на аттестацию. И в середине июня проведём экзамен на сдачу пятого кю. После аттестации соберем все необходимые документы, отправим в центральную аттестационную комиссию ФДР и будем ждать именные сертификаты на кю.

А теперь перейдем к самому семинару. В отборе основное требование – чтобы у претендентов на звание эксперта ФДР был российский дан. А у меня второй дан, выданный домом дзюдо Кодокан. В России он приравнивается к четвертому, учитывая значимость и место его получения, аттестационная комиссия вне очереди присвоила мне четвертый дан.

Занятия прошли под руководством председателя аттестационной комиссии Федерации дзюдо России Вячеслава Синельникова (6-й дан, Россия) и экспертов дзюдо Сергея Бондарева (4-й дан, Россия), Дмитрия Юнга (4-й дан, Россия). В группе нас было более 30 специалистов из регионов России. В течение дня мы осваивали технику по трем степеням кю, в сумме это выходило 24 приема. Весь день отрабатывали приемы и запоминали, как на японском языке звучит тот или иной прием. Когда выходили сдавать экзамен, эксперты в любой последовательности называли прием, а мы должны были без единой ошибки продемонстрировать свое умение.

В дзюдо, как и в некоторых других восточных единоборствах, дзюдоистам, в зависимости от их квалификации, присваиваются степени. Для подтверждения степени дзюдоистов используют пояса различных цветов.



Так, существуют две основные степени: ученическая (кю) и мастерская (дан). В зависимости от квалификации дзюдоиста, ему может быть присвоена ученическая (кю ) или мастерская (дан ) степень.



Всего в Кодокан дзюдо есть 6 кю, самый младший уровень — 6-й кю. Самый старший — 1-й кю; для детей в некоторых федерациях дзюдо принято большее количество степеней кю.


Степеней дан в дзюдо 10, самый младший — 1-й дан, самый старший — 10-й дан.

Каждой степени соответствует свой цвет пояса. Цвета поясов могут различаться в зависимости от страны и федерации дзюдо.

История поясов дзюдо

Интересна история и философия поясов в дзюдо. Так, для первоначальных степеней дзюдо выбран белый пояс. Этот выбор сделан не просто так, а на основании того, что в Японии белый цвет - это символ чистоты, достоинства и невинности. Кстати, интересен и тот факт, что Дзигоро Кано считал, что если дзюдоист достиг в своем мастерстве всех вершин, то он как бы превосходит понятие "цвет пояса" и снова получает белый цвет. Таким образом, дзюдоист проходит полный круг, возвращаясь к началу. Правда, для отличия мастера от ученика, его белый пояс должен быть в два раза шире. Но это не важно, потому что носил такой пояс всего один человек, сам Дзигоро Кано, признанный мастером 12 уровня дана.

Черный цвет пояса был взять из японской высшей школы спорта, в которой мастера от новичка отличала черная лента на голове. Красно-белый цвет появился из истории Японии. Так, во время конфликта двух кланов, один из кланов использовал белый цвет, а другой клан - красный цвет. Бытует также мнение, что красно-белый цвет - это гармония двух противоположностей.

Пояса в Кодокане

В институте дзюдо Кодокан для определения степени дзюдоиста используют всего 5 цветов поясов. Белый пояс означает, что у дзюдоиста с 6 по 4 уровень кю. Коричневый - с 3 по 1 степень кю. Черный - с 1 по 5 уровень дан, красно-белый с 6 по 8 уровень дан. Самые высокие уровни мастерства - 9 и 10 дан, обозначаются красным поясом.

Пояса в Европе, Канаде и Австралии


В зависимости от квалификации дзюдоиста, ему может быть присвоена ученическая (кю) или мастерская (дан) степень.

Всего в Кодокан дзюдо есть 6 кю, самый младший уровень— 6-й кю. Самый старший— 1-й кю; для детей в некоторых федерациях дзюдо принято большее количество степеней кю.

Степеней дан в дзюдо 10, самый младший— 1-й дан, самый старший— 10-й дан.

Каждой степени соответствует свой цвет пояса. Цвета поясов могут различаться в зависимости от страны и федерации дзюдо.Таким образом, в Европе, Канаде, Австралии гораздо проще по цвету пояса определить конкретный уровень дзюдоиста, чем в Японии.

Для спортсменов высших мастерских степеней также используются пояса красно-белого (6-й…8-й даны) и красного (9-й…10-й даны, присуждаются за развитие дзюдо) цветов. Для спортсменов высших данов этикетом дзюдо допускается вместо красно-белого или красного поясов повязывать во время тренировок пояс чёрного цвета.


Цвета поясов дзюдо в Австралии, Европе и Канаде

Система ранжирования по поясам была введена основателем дзюдо Дзигоро Кано. До этого большинство традиционных Японских боевых искусств использовали сложную систему градации, которая не имела единства и общего порядка. Обычно ранги подтверждались рукописными сертификатами учителя или основателя. Часто высокие степени подтверждались свитками, имевшими иллюстрации технических приемов, наставлениями и секретами основателей школ, что помогало сохранять высокую технику. Зачастую эти документы были записаны специфическим языком, бессмысленным для непосвященных. Из-за закрытости боевых искусств и их инструкторов не было путей для сравнения и оценки профессионального уровня учеников разных школ.

Так как в молодости Дзигоро Кано изучал основы дзю-дзюцу в разных школах, ему были знакомы секреты этих школ.

На основе сравнения систем оценки школ дзю-дзюцу Кано создал для дзюдо систему ранжирования из 10 рангов со сравнительно короткими интервалами между ними, чтобы мотивировать учеников для занятий. В 1883 году он разделил учеников на две группы – аттестованные на степень («юданся» - «тот, у кого есть дан») и не аттестованные («муданся» - «тот, у кого нет дана»). Сертификаты на степени стали выпускаться в 1894 году. Черные пояса не являлись символом обладания степенью (даном) вплоть до 1886 года. И сами пояса были не такими, какие носят сегодня. Поскольку тогда Кано еще не изобрел специальной формы для занятий, ученики тренировались в традиционной японской одежде – кимоно, подпоясываясь широкими белыми поясами. В 1906 году Кано представил новую форму для дзюдо, и пояса, которые были только белыми и черными.

Постепенно для различия ступеней (кю) стали использоваться цветные пояса. Обычно в Японии белые пояса носят все обладатели ступеней (кю) и некоторые школы используют коричневые пояса для обозначения более высоких ступеней. Синие, желтые, оранжевые, зеленые, фиолетовые пояса использовались для обозначения промежуточных ступеней в Европе и были заимствованы США в начале 1950-х годов. Цвета поясов дзюдо в Австралии, Европе и Канаде

По традиции черные пояса носили обладатели технических данов с первого (сёдан) до пятого (годан). Пояс из красно-белых чередующихся полос носили награжденные за особые заслуги в дзюдо обладатели данов от шестого (рокудан) до восьмого (хатидан). Яркий красный пояс использовали обладатели девятых (кюдан) и десятых (дзюдан) данов.

Начало цветных поясов, а также значение конкретных цветов окутано тайной и может быть навсегда потеряно в истории. Дзигоро Кано, создавший свою систему цвета поясов не оставил никаких документальных подтверждений, почему он использовал тот или иной цвет. Он верил, что если кто-то достиг бы уровня выше 10 дана, то превзошел такое понятие как «цвет пояса» и следовательно возвращался бы к белому цвету, завершая таким образом полный круг дзюдо, как круг жизни (под конец жизни Дзигоро Кано так и поступил, надев белый пояс, подчеркнув тем самым глубину и безграничность секретов созданного им же боевого искусства).

Белый цвет пояса был выбран, как первоначальный потому, что в Японии люди считали этот цвет символом чистоты, святости с древних времен. Следовательно, это символизирует невинность и достоинство начинающих.

Возможно, цвета были заимствованы из истории древней Японии, когда система рангов выстраивалась при помощи разноцветных головных уборов, что и повлияло на решение Кано применить её к поясам.

Что касается черного пояса, то существует мнение о том, что Кано выбрал его для обозначения высокого ранга, позаимствовав это у спорта японской высшей школы. Там на соревнованиях по плаванию подготовленным участникам повязывали вокруг талии черную ленту для того, чтобы отличить их от начинающих.

Что касается выбора красно-белого пояса, то это идет из традиции японцев делить группы на красные и белые стороны. Эта традиция идет из войны, которая была конфликтом между двумя конкурирующими кланами, один из которых использовал на поле боя для отличия от врагов белые флаги, другой клан красные.

Возможно, что чередование красных и белых полос на поясе в дзюдо символизирует гармонию двух противоположностей Инь и Ян, согласно древней Книге Перемен.

О других цветах поясов есть несколько теорий.

По одной версии цвет пояса менялся по принципу, позволявшему использовать более темную краску для окрашивания: желтую, оранжевую, зеленую, синюю, коричневую и черную, что делало технологию окраски более практичной.

По другой теории человек, который начинал практиковать боевое искусство получал пояс для того, чтобы завязывать униформу во время занятий. После многих месяцев изнурительных тренировок белый пояс желтел от пота занимающегося. При занятиях на природе он принимал цвет травы и листьев при отработке техники, который после многолетних занятий становился синим, а после многочисленных спаррингов с противником приобретал красный или коричневый цвет от пятен крови. С годами он продолжал темнеть и превращался в черный цвет. Через десятилетия тренировок поверхность пояса истиралась настолько, что он вновь становился все более белым, обнажая внутреннюю структуру пояса. Это означало, что занимающийся прошел полный круг и достигал конечного этапа просвещения.

Просмотров