Ныряние: техника погружения и передвижения под водой. Погружение под воду

Плавать долго, не задыхаясь и с наслаждением может каждый. Так говорят те, кто освоил технику полного погружения (Total Immersion). Маша Богданчикова и ее преподаватель из школы плавания EVO SWIM Никита Дубиков научат тому, как проплыть первый километр кролем и не умереть.

Мария Богданчикова - маркетолог, колумнист, занимается триатлоном и плаванием (переплыла Финский залив из Петербурга в Кронштадт в составе эстафеты, участница заплыва Oceanman), амбассадор школы плавания EVO SWIM.


Техник плавания кролем тьма. Я училась по альтернативной методике полного погружения (Total Immersion). Тренеры из городских бассейнов ее недолюбливают, потому что не понимают. Зато после седьмого (!) занятия я сделала первый километр. Без остановки. И не пошла ко дну, и не возненавидела плавание. Уже через год я преодолела шесть километров на соревнованиях в Средиземном море. Это не было выживанием - 2,5 часа я наслаждалась каждым гребком. И так сможет любой взрослый. Мне иногда и самой трудно в это поверить.

Мощный гребок? Вытяжение за рукой!


Даже моя бабушка научится плавать с нуля. Для этого не обязательно родиться спортсменом или с детства дышать жабрами. Со мной на дорожке тренируется академик Анатолий, 71 год, который на пенсии воплотил детскую мечту об искусном кроле. Для взрослых, которые грезят большой водой, и придумали полное погружение. Плыть кролем в этой технике легко, красиво и долго за счет комфортного положения тела. Адепты полного погружения плавают на боку, во время гребка разворачивая вытянутый корпус то в одну, то в другую сторону. Со стороны это похоже на ритуальный танец под водой. Друзья называют мой стиль «тантрический кроль». Можете смеяться, но когда я верчусь с бока на бок, я уменьшаю сопротивление воды и наращиваю скольжение, поэтому на длинных дистанциях легко держусь на поверхности и не устаю.

Это закон аэродинамики в действии: чем меньше площадь соприкосновения со встречным потоком, тем выше скорость движения.

По мнению основателя методики Терри Лафлина, человек, плывущий на животе, движется неуклюже, как груженая баржа, и на каждый гребок расходует колоссальное количество энергии. Чтобы плыть так же быстро, как рыба, нужно расслабить тело и на воде хорошенько вытянуться вслед за рукой, а не пытаться грести мощнее, как многие думают. По расчетам кинезиологов, 70% эффективности плавания зависит от положения тела и только 30% определяет сила. Теперь понимаете, почему пожилой Анатолий утрет нос любому качку в нашем бассейне? У него отличная техника. Чтобы научиться плавать (и утереть нос Анатолию), нужно запомнить три вещи:

Чем лучше расслабитесь, тем скорее поплывете. Доверяйте воде и телу - они подружатся без вашего напряжения!

Дыхание очень важно: вдыхайте ртом, выдыхайте носом - прямо в воду. Не задерживайте дыхание.

Тело состоит из двух частей - верхней и нижней. Вы в воде как поплавок. Чем сильнее опустите грудную клетку (отсюда и название техники «полное погружение»), тем выше поднимутся попа и ноги. Это лайфхак, чтобы не тонуть.

Практика: 13 упражнений

А теперь от теории переходим к практике. Видеокурс состоит из упражнений, которые выполняются последовательно. Пока не доведете до идеала предыдущее, к новому не переходите! Поехали.

  1. Держим баланс, лежа на спине

Лягте на спину и работайте ногами, продвигаясь спиной вперед. Движение ног идет от бедра и только вверх. Зачем? Это простейший способ расслабиться и получить удовольствие от того, как вода поддерживает ваше тело. Доверяйте воде - вы не утонете, если перестанете отчаянно грести руками.

  1. Находим точку баланса

Учимся плавать на боку. Ноги работают как моторчик, выталкивая воду под углом 30 градусов (не сгибайте колени!). Обратите внимание, что боковой баланс почти никогда на боку не находится. На равновесие влияет тип тела. Если вы высокий или худой, то точку баланса вы поймаете, почти полностью лежа на спине.

  1. Удлиняем корпус

Плывем на боку в точке баланса - вперед за вытянутой рукой, которая в этом положении является продолжением корпуса. Голова лежит на плече, корпус постоянно удлиняется за ладонью, ноги работают свободно. Скользите в таком положении. Тренируйтесь на обеих сторонах до тех пор, пока вас не удовлетворит скольжение на «слабой» стороне. ВАЖНО, чтобы кисть ведущей руки была расслаблена. Если напряжен хоть палец, то последует цепная реакция, и все тело будет как железо. А железный и нетонущий поплавок - это фантастика.

  1. Добавляем выдох в воду

Скользите в точке баланса за вытянутой рукой. Мягко поверните голову вниз в воду и немного доверните за ней корпус, взгляд в «пол». Выдохните носом в воду и верните тело в исходное положение. Восстановите дыхание и повторите выдох в воду. Важно: не суетитесь и не крутите головой - поворачивайте ее за счет корпуса.

  1. Скользим под водой

Цель - плыть в точке баланса за обеими руками, вытянутыми вперед. Плывем на боку, выдыхая в воду. Мягко подтяните верхнюю руку к лицу, согнув ее в локте. Ладонь должна пройти мимо живота и груди. Конечное положение - открытая ладонь прямо напротив лица. Верните руку в положение вдоль корпуса и повторите упражнение.

  1. Поворот под водой

Смена рук под водой - это упражнение, которое соединяет гребок рукой с поворотом тела, чтобы без усилий продвигаться в воде вперед. Одновременно с движением руки вперед (как в упражнении 5) совершите плавный перекат на другую сторону. При этом рука должна вытянуться вперед, а вторая плавно переместиться на бедро. В конечной точке поворота вы должны оказаться на другом боку лицом вверх, нижняя рука вытянута, верхняя - вдоль тела. Повторите плавный перекат со сменой рук в обратную сторону.

  1. Двойной поворот под водой

Выполните перекат на другую сторону (как в упражнении 6), но не поднимайте лицо из воды. Упражнения на смену рук учат тело двигаться непринужденно, сильно и скоординированно. Поворачивайтесь плавно, старайтесь держать спокойный и ровный ритм.

  1. Тройной поворот под водой

Добавьте к предыдущему упражнению еще один цикл в положении лицом в воду. Мягко вкручивайтесь в воду, вытягивая руку на каждой смене. Уберите искусственные паузы на гребках.

  1. Молния со скольжением

Идеальный способ почувствовать опору на груди и проносить руку над водой без напряжения. Начинайте за локоть подтягивать левую руку к голове, как будто застегивая молнию на куртке. Кисть и предплечье в процессе этого движения должны быть полностью расслаблены, рука как будто подвешена за локоть. Кисть не выходит из воды, локоть не уходит за спину, а двигается вдоль бока. Как только вы усвоите это движение, вы обретете непринужденный, неспешный гребок.

  1. Молния со сменой рук

Сверхзадача этого упражнения - довести руку до уровня уха прежде, чем вытянуть ее под водой. Это корректирует распространенную привычку слишком вытягивать руку во время проноса.

  1. Двойная молния со сменой рук

Две «молнии» на одном вдохе. Обратите внимание, что кидать руку нужно не бицепсами, так вы быстро выдохнетесь. Запускайте движение лопатками!

  1. Тройная молния со сменой рук

Три «молнии» на одном вдохе. Это граница, перейдя которую, вы поплывете в полной координации.

  1. Полная смена рук

Это упражнение согласовывает движения и постоянно удлиняет тело. Практикуйте искусный заостренный вход в воду. Оба этих навыка позволяют соединить движения рук с поворотами корпуса.

ТА-ТАМ! Теперь вы владеете всеми движениями для плавания. Все, что остается, - убрать паузы в точке баланса и заменить их равномерным дыханием. Цель - дышать в ритм перекатов тела.

Мне близок подход основателя Total Immersion Терри Лафлина - не надо колошматить руками и умирать на тренировке, чтобы достичь результатов. Я девушка, возможно, поэтому люблю свободное плавание в удовольствие и не люблю перенапрягаться. Моя техника полного погружения за пару лет достигла уровня, когда я вхожу в нирвану и могу беспрерывно грести час-полтора, не уставая. Полное погружение создано для длинных дистанций!

Благодарим фитнес-клуб N-ERGO за помощь в проведении съемок.

Стр. 1 из 59

Я посвящаю эту книгу трем джентльменам из мира плавания, неизмеримо обогатившим мою жизнь:

Дику Кремпеки, тренировавшему меня в Университете святого Джона и вдохновившему меня стать тренером по плаванию;

Биллу Ирвину, тренировавшему меня в клубе пловцов Манхассета и вдохновившему меня стать тренером, который действительно учит;

Биллу Бумеру, открывшему мне глаза на новый метод обучения.

Предисловие к российскому изданию

Ознакомившись с этой книгой, я был приятно удивлен тем фактом, что автор размышляет и говорит о таких тонкостях техники спортивного плавания, о которых не знает и не задумывается подавляющее большинство тренеров и специалистов.

О движении в воде, гидродинамике и многих других вещах, которые нужно учитывать в плавании, может говорить человек, который по-настоящему любит этот вид спорта и задумывается, как сделать лучше, быстрее и самое главное - с наименьшим усилием.

...

Вступление

Задайте себе три вопроса:

Любите ли вы плавать, получаете ли удовольствие от этого занятия?

Знаете ли вы, как тренироваться, чтобы гарантированно усовершенствовать технику своего плавания и улучшить результаты?

Наблюдаете ли вы прогресс в своей технике плавания?

Если вы не можете положительно ответить на эти вопросы, испытываете недовольство или досаду по поводу вашего прогресса или приобрели неудачный опыт, занимаясь «не с тем» тренером, то дело тут совсем не в вас. Скорее всего, вас неправильно обучали и создали у вас неправильные представления о технике плавания.

Практически каждый пловец проходил через стадию неуверенности. Проблема в том, что человек, в отличие от рыб и морских млекопитающих, не создан для естественного движения в водной среде.

Как правило, первая попытка плавания вызывает страх вполне реальной угрозой для жизни - утонуть в случае неудачи. Вторая попытка зачастую бывает не лучше первой, так же как и третья, и четвертая. И это несмотря на то, что умение плавать входит в разряд необходимых жизненных навыков. Техника плавания никогда не преподавалась рационально, в этом и есть главная причина неудачного опыта.

Традиционные методики обучения (например, методика Красного Креста) скорее учат держаться на воде, чтобы не утонуть.

Методика «Полное погружение» - переворот в обучении плаванию

Первое издание этой книги было выпущено в 1996 году. Буквально за несколько месяцев, без всякой рекламы, она стала бестселлером среди книг по плаванию в США. Почему? Потому что люди стали достигать результатов, плавать лучше и, естественно, получать больше удовольствия от этого. Многие пловцы осознали свои ошибки и стали демонстрировать стабильный прогресс.

За последние шесть лет мне неоднократно выражали признательность многие читатели. Я испытываю большое удовлетворение от таких писем, поскольку они показывают, что я достиг своей цели - сделать хорошую технику плавания доступной всем.

Признаюсь, что, следуя своему методу, я и сам достиг уровня, сравнимого с нирваной. Каждый гребок приносит мне наслаждение. Может быть, оттого что я никогда не был прирожденным спортсменом, я пришел к выводу, что научиться плаванию может каждый и это умение отнюдь не особый талант, с которым надо родиться.

Энтузиазм, вызванный применением методики «Полное погружение» (Total Immersion), разделили со мной многие пловцы. Неважно, сколько вам лет, умеете ли вы плавать, ребенок вы или взрослый, - эта методика научит вас плавать лучше.

За несколько лет она приобрела большую популярность. Все, кто с ней познакомился, прочитав книгу, пройдя семинар или просто понаблюдав в бассейне за пловцом, применявшим нашу технику на практике, признали, что она произвела переворот в их сознании.

Методика «Полное погружение» (сокращенно ПП) учит плавать как рыба. Этот подход можно описать как осмысленное плавание, потому что он основан на способности человека анализировать происходящее. Традиционные методы обучения плаванию подразумевают бесконечные утомительные упражнения. С нашей точки зрения, такой подход не развивает навыков, необходимых для достижения долговременных результатов.

Мы учим балансу, совершенствованию положения тела пловца в воде, скольжению в ней, что в итоге делает его движения рациональными и вырабатывает автоматические навыки.

Вот основные положения методики:

Вы научитесь плавать как рыба. Вместо изматывающих тренировок на время вы научитесь скользить в воде с легкостью и грацией рыбы. Ваши занятия станут осмысленными с первого заплыва.

Вы освоите технику рационального и гармоничного движения. Скорость обязательно повысится, если вы будете плавать с легкостью.

Вы изменитесь внутренне, научившись скользящим гребкам. Методику ПП можно сравнить с духовными практиками йоги или тай-цзи. Вы будете совершенствоваться духовно и физически, укрепите здоровье и научитесь преодолевать стрессы.

Вы научитесь плавать, пройдя творческий путь. Методика ПП основана на тех же принципах гармонии и баланса, которые проповедуют боевые искусства. Вы начнете с простых навыков и постепенно будете развивать их.

Уже после первого занятия ваше отношение к плаванию изменится. Вместо того чтобы просто плыть вдоль дорожки, вы научитесь плавать и медитировать одновременно, испытывая удовольствие не только от каждого движения, но и от мысленного расслабления. Если вы будете плавать с наслаждением, а не из-под палки, то приобретете любимое занятие на всю жизнь. А если вам нужны результаты в соревнованиях, то, как показала практика, скольжение, доставляющее радость, способно приносить победу.

Как пользоваться этой книгой

В главах 1–7 обосновывается низкая результативность простого «наматывания» бесконечных кругов в бассейне, а также объясняется, почему эффект «проскальзывания сквозь игольное ушко» в воде приводит к лучшим результатам, чем простое проталкивание руками воды в сторону ног.

Когда вы прочтете главы 1–3, переходите к Уроку 1 и Уроку 2 из главы 8. Описанные там упражнения на развитие чувства баланса и обтекаемость - основа всей методики. Упражнения на технику очень просты, их можно выполнять без предварительной подготовки, но их влияние возрастет - а возможно, и ускорится, - когда вы поймете, почему они работают, чтo вы должны ощущать, когда делаете их правильно, и как постепенно начать использовать их в своих обычных занятиях. Все это описано в главах 4–7.

Как только вы начнете плавать по-новому, вы будете тренироваться иначе, чем тренировались до сих пор. Часть 2 объясняет, почему и каким образом правильная техника приводит к хорошей спортивной форме. Вы увидите, почему совершенствование гармоничных движений и уменьшение сопротивления воде для пловца гораздо важнее простой физической силы.

Ныряние – разновидность , когда человек более или менее длительное время находится под водой, не пополняя запаса воздуха в легких.

Выделяют 2 вида ныряния :

  1. ныряние в длину . Передвижение происходит на глубине 1-2 метров в горизонтальном положении.
  2. ныряние в глубину . Пловец погружается в вертикальном положении на глубину до 6 метров
Иногда эти два вида ныряния сочетаются между собой, например, при отыскивании предметов на дне, когда сначала пловец погружается на глубину, а затем плывет в горизонтальном положении.

Приемы погружения (ныряния) в воду

Граиотное погружение в воду позволяет сократить скорость погружения на нужную глубину и задать погружению необходимый вектор. Погружаться в воду можно из опорного (край бассейна, борт лодки, берег) и безопорного положения (погружение происходит с поверхности воды).

Приемы погружения в воду из опорного положения

Погружение (ныряние) из опорного положения или прыжки в воду – пловец отталкивается от твердой опоры (тумбочка или бортик бассейна, берег естественного водоема, лодка). Нырять вниз головой в водоем следует, только убедившись в том, что глубина достаточна и отсутствуют коряги, сваи, рифы. Прыжки в воду выполняются ногами и головой вперед. Прыжки ногами вперед применяются в тех случаях, когда глубина воды и характер дна неизвестны, а также при прыжках в одежде. Во всех остальных случаях следует применять прыжок головой вперед.
  • Прыжок ногами вперёд выполняется в одном из двух вариантов:
    1. Встать на край бортика, ступни вместе, руки вдоль тела и прижаты, голова прямо, смотреть перед собой. Подавая тяжесть тела вперед, сделать правой ногой шаг вперед; оторвать левую ногу от края бортика и тотчас же присоединить ее в воздухе к правой ноге. Вход в воду с оттянутыми носками.
    2. Встать на край бортика, ступни вместе, ноги слегка согнуть в коленях, руки вдоль тела и прижаты, голова прямо, смотреть перед собой. Отталкиваясь, подпрыгнуть вверх и вперед, сохраняя вертикальное положение туловища. Вход в воду с оттянутыми носками.
  • Прыжок головой вперёд можно сделать двумя способами:
    1. Встать на край бортика, ступни поставить вместе, концами пальцев ног обхватить край бортика, руки вытянуть вверх. Наклонить корпус вперед, ноги слегка согнуть (голова под руками). Оттолкнуться ногами и вылететь с прямым телом вперед-вниз.
    2. , как при старте на дистанцию плавания способом брасс, баттерфляй и вольным стилем.

Приемы погружения в воду из безопорного положения

Погружение (ныряние) из безопорного положения происходит с поверхности воды.
Погрузиться с поверхности воды можно одним из этих способов:

Способы передвижения под водой

Техника ныряния в длину основана на технике таких стилей плавания как брасс и кроль на груди , также могут использоваться элементы плавания способом на боку и стиля дельфин . Широко используются сочетания элементов разных техник плавания. Структура движений при нырянии несколько изменяется, например, при движении рук с помощью техники брасс используются длинные гребки до бедра; при движении ног техникой кроль – ноги несколько больше отводятся вверх.

Итак, передвигаться под водой можно следующими способами :

При нырянии с ластами наиболее эффективно движение ног кролем.

Изменение глубины и направления движений

Глубина и направление движения изменяются за счет изменения положения головы, рук, туловища, сгибаний-разгибаний тела в пояснице, акцентированных гребков руками.

Чтобы повернуть вправо: наклонить туловище вправо, усилить гребок левой рукой.

Чтобы подняться к поверхности с небольшой глубины: поднять голову, прогнуться в пояснице, руки вытянуть вперед вверг, совершать гребки руками назад вниз (от головы к тазу).

Для подъема со дна: слегка сгруппироваться, вытянуть руки вверх, встать на дно водоема и, оттолкнувшись ногами, скользить вверх. Если глубина большая, то при движении вверх делают плавательные движения руками и ногами способом брасс.

Для всплывании без отталкивания от дна: сгруппироваться, повернуться головой вверх, сделать сильный гребок руками и ногами сверху вниз.

В Руководстве для учителя к комлекту оборудования "Плавание и погружение".

600 руб.

В Руководстве для учителя к комлекту оборудования содержатся методические рекомендации по организации обучения, теоретическая информация по предмету, предварительные дидактические замечания, описания занятий по темам для 1-2 и 3-4 классов, задания и листы наблюдений для определения уровня усвоения знаний, детализированные указания по работе с Журналами исследований и рассказы.

  1. Концепция комплекта лабораторного оборудования
  2. Обучение с точки зрения теории конструктивизма
  • Учение как активный и конструктивный процесс
  • Учение как изменение первичных концепций
  • Организация занятий - поддержка изменения первичных концепций
  • Учение со значительной деятельностной составляющей
  • Какие задачи стоят перед учителем?
  • Диагностика индивидуального прогресса в обучении

3. Плавание и погружение - введение в теорию

  • Что плавает - что погружается? Изучаем сплошные тела
  • Теоретические основы. Объяснение плавания и погружения при помощи понятия плотности
  • Что происходит с водой, когда в нее что-то погружают?
  • Как вода действует на погруженные в нее предметы?
  • Восприятие выталкивания
  • Взаимодействие силы выталкивания и силы тяжести
  • От чего зависит сила выталкивания?
  • Теоретические основы. Закон Архимеда
  • Теоретические основы. Что является причиной возникновения силы выталкивания?
  • Почему корабль плавает?
  • Теоретические основы. Грузоподъемность кораблей
  • Примечания к главам 2 и 3

4. Плавание и погружение - экспериментальное изучение

  • Предварительные дидактические замечания
  • Необходимый уровень предварительной подготовки детей
  • Методический комментарий
  • Проведение обсуждения на уроке
  • Занятия для 1 и 2 классов - обзор
  • Раздел 1. Что плавает - что тонет?
  • Плавание и погружение сплошных тел
  • Занятие 1. Что плавает - что тонет? Первые предположения
  • Занятие 2. Почему один нож плавает, а другой нет?
  • Занятие 3. Что плавает - что тонет? Повторение и закрепление
  • Занятие 4. Строим плот из разных материалов?
  • Раздел 2. Что происходит с водой, когда в нее что-нибудь погружают? Вытеснение воды
  • Занятие 1. Что происходит с водой, когда в нее что-нибудь погружают? Вытеснение воды
  • Занятие 2. Почему при погружении разных предметов вода поднимается на разную высоту? Опыты по вытеснению воды
  • Занятия для 3 и 4 классов - обзор
  • Раздел 1. Как получается, что большой тяжелый корабль из металла не тонет в воде?
  • Занятие 1. Как получается, что большой тяжелый корабль из металла не тонет в воде? Первые предположения
  • Раздел 2. Что происходит с водой, если в нее что-нибудь погружают? Вытеснение воды
  • Занятие 1. Что происходит с водой, если в нее что-нибудь погружают? Вытеснение воды
  • Раздел 3. Почему корабль плавает? Выталкивающая сила
  • Занятие 1. Как вода действует на корабль, когда его спускают на воду? Сила выталкивания
  • Занятие 2. Изготовление пластилиновых лодок, установление связи между понятиями «Вода давит» и «Вода вытесняется»
  • Занятие 3. Игра «Противоборство». Взаимосвязь между понятиями «Вес тянет» и «Вода выталкивает»
  • Раздел 4. Почему железо тонет, а воск плавает? Плотность
  • Занятие 1. Что плавает - что тонет?
  • Занятие 2. Почему железо тонет, а воск плавает?
  • Занятие 3. Почему железо тонет, а воск плавает? - Наглядные представления
  • Занятие 4. Почему корабль плавает, а металлический брусок тонет?
  • Занятие в бассейне (1-4 класс)

5. Индивидуальная диагностика уровня обученности

  • Определение прогресса в обучении
  • Диагностика способности к переносу знаний
  • Сложные задачки по темам «Выталкивание» и «Плотность»
  • Рабочие карточки для индивидуальной диагностики (листы для копирования)

6. Устные рассказы

  • Архимед-сыщик
  • Меня зовут Галилео Галилей
  • Пираты могут все - или нет?
  • Первый в мире железный пассажирский пароход «Great Britain»

7. Необходимое оборудование и материалы

8. Журналы исследований. Листы для копирования

  • Мой Журнал исследований: Коробка 1
  • Мой Журнал исследований: Коробка 2. 1-2 классы
  • Мой Журнал исследований: Коробка 2. 3-4 классы
  • Мой Журнал исследований: Коробка 3
  • Мой Журнал исследований: Коробка 4

9. Приложение. Высказывания учащихся

Тема «Что плавает - что тонет? Повторение и закрепление

Тип урока: урок-исследование

Цель: повторить основные предположения, высказанные на предыдущих занятиях

Задачи:

    доказать правильность всех предположений через опровержение;

    заполнить рабочий бланк «Вот что мы открыли»

    Формирование УУД:

Р - умение самостоятельно формулировать тему урока, ставить цель урока, сохранение ее на уроке, самостоятельно ориентироваться в новом учебном материале.

П- умение проводить эксперимент, анализировать полученные результаты, обобщать, развить умение делать выводы по результатам экспериментальных исследований, умение работать с таблицей.

К- умение работать в группе для достижения общих результатов.

Оборудование: 1 металлическая пластина, 1 кусок воска 500 г, 1 деревянная пуговица, 1 металлическая пуговица, 1 пенопластовая пластина с отверстиями, 1 кусок пемзы, 1 кубик эбенового дерева, 1 емкость для воды, рабочий бланк, «Вот что мы открыли», салфетка, 1 булавка, 1 кусок дерева.

Здравствуйте, мои маленькие исследователи. Прочитайте пословицу и скажите, какой смысл у пословицы.

Ученый без дела - как туча без дождя.

Мы с вами сегодня тоже будем учеными, кто готов приступить к делу?

Ученому нужно заниматься делом, иначе его нельзя назвать ученым, например, туча не может без дождя и ученый не может без дела, т.д.

Что-то будем делать

2.Актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

Послушайте загадку:

Это что же там плывёт по реке?

По реке плывёт не щепка,

Он из брёвен связан крепко,

Не корабль, не паром,
Нет ни паруса, ни вёсел,
А плывет - не тонет он.

А зачем нужен плот? Какому герою будем помогать?

Какие знания нам понадобятся, чтобы сделать плот?

Плот

Питу Перленклау

3.Фиксирование затруднения в самостоятельной деятельности

Предлагаю посмотреть высказывания детей из других классов. Согласны ли вы с ними?

    Все, что тяжелое, тонет.

    Всё, что маленькое, плавает.

    Всё, что плоское, плавает.

    Все, что металла, тонет.

    Всё, что пенопласта, плавает.

    Всё, что воска, плавает.

    Всё, что из дерева, плавает.

    Все, что камня, тонет.

Почему получились разные ответы?

Какая тема урока?

Учитель записывает тему урока на доске.

Работа в группе по 4 человека: дети обсуждают предположения и подтверждают их либо опровергают, помечают: верно, неверно, V – требуют уточнения.

Точно не знаем, какие материалы тонут, а какие нет?

Что плавает, что тонет?

Ученики записывает тему урока в бланке.

4.Исследовательский этап.

5. Этап работы с информацией.

5.Этап обмена информации.

6.Этап связывания информации – открытие общей идеи

Если вы думаете, что предположение не соответствует действительности, можете ли вы это доказать? Как?

Известен ли вам какой - нибудь тяжелый предмет, который, несмотря на это, плавает?

Значит, какое это высказывание?

Известны ли вам какие - нибудь маленькие предмет, который, несмотря на это, тонет?

Какое это высказывание?

Известны ли вам какие - нибудь плоские предметы, которые, несмотря на это, тонут?

Какое это высказывание?

Какое следующее высказывание? Докажите.

Физминутка. Мы проверили 4 высказывания, сколько еще осталось?

Давайте немножко отдохнем. Под музыку дети выполняют упр.

Какое это высказывание? Кто докажет?

Знаете предметы из воска, которые тонут?

Какое это высказывание?

Работа с информацией. Работа в группах.

Вы уже знаете, что исследователи должны уметь работать с информацией. Где мы можем прочитать достоверную информацию?

Предлагаю вам эту работу. Первая группа работает с энциклопедией.

1.Прочитайте текст.

3. Ответьте на вопросы

4. Сделайте вывод.

1. Эбе́новое де́рево Древесина относится к самым ценным . Эбеновое дерево находит применение в при изготовлении мебели, музыкальных инструментов . Эта древесина тонет в воде.

Вопросы:

    Как называется дерево с чёрной ценной древесиной?______________________

Вывод: _____________________________________

Вторая группа работает с ___________ .

1.Прочитайте текст.

2. Подчеркните важную информацию.

3. Ответьте на вопросы

4. Сделайте вывод.

2. Пемза – это пористый и твёрдый камень горной породы, который образовался в результате быстрого застывания кислых лав, насыщенных газами. Применяется в строительном деле . Производит впечатление плотной породы, хотя, на самом деле, пемза насквозь пронизана порами, и часто настолько лёгкая, что не тонет в воде.

Вопросы:

Вывод:

Третья группа работает с достоверной информацией из интернета.

1.Прочитайте текст.

2. Подчеркните важную информацию.

3. Ответьте на вопросы

4. Сделайте вывод.

3. Архиме́д - древнегреческий учёный. Занимался математикой, механикой, физикой и астрономией. Ему принадлежит основной закон гидростатики – Закон Архимеда. Закон

Архимеда Вопросы:

    Как звали древнегреческого учёного?_________

    Что помогает объяснить этот закон?

Вывод:

Ответственный в группе знакомит всех с вопросами и выводом.

Другие группы фиксируют вывод группы в таблице:

Вставь недостающие слова:

Закон (чей?) __________ : на тело погружённое в ______________ действует _________________ сила.

После выступления третьей группы:

- Предлагаю посмотреть мультфильм. 9м22 с - 11.50. и потом выполните задание после таблицы.

Прочитайте высказывание следующее, что можете о нем сказать? Давайте докажем.

Что увидели? Как уточнить высказывание?

Какое последнее высказывание? Докажем.

Как уточним данное высказывание?

Провести опыт

Дети опытным путем доказывают, что

тяжелый кусок воска не тонет.

Неверное.

Булавка, галька, металлическая пуговица и т. д. тонет

Неверное

Металлическая пластина тонет

Неверное

Верное

Дети вспоминают опыт, проведенный на предыдущем уроке.

Верное

Нет

Верное

Верное

Вывод: эбеновое дерево это древесина, которая тонет.

Вывод: пемза лёгкий камень, который плавает.

Ученики делятся новой информацией

Вывод: законы Архимеда применяются и сегодня.

Ученик опускает кубик из эбенового дерева в емкость с водой

Верное

Всё, что из дерева, плавает, кроме эбенового дерева

Ученик опускает большой кусок пемзы в емкость с водой.

Все, что камня, тонет, кроме пемзы.

5. Оценочно-рефлексивный этап

Сравните ваши предположения по высказывания, которые вы выполняли в начале урока, с высказываниями, которые мы доказали опытным путем.

Предлагаю в бланке «Вот что мы открыли!» записать, что нового открыли на уроке. Поставьте смайлик на той глубине, которая соответствовала бы глубине вашего погружения в сегодняшний урок?


Где и когда нам пригодятся эти знания? Вы теперь знаете, из каких материалов можно построить плот? Составьте дома план работы по строительству плота и список материалов.

Дети записывают

Дети ставят смайлики

Построить плот и т. д.

Отметьте +

Отметьте + каждое высказывание в соответствующем столбике:

Отметьте + каждое высказывание в соответствующем столбике:

1.Прочитайте текст.

2. Подчеркните важную информацию.

3. Ответьте на вопросы

4. Сделайте вывод.

Эбе́новое де́рево ,- это чёрная некоторых тропических деревьев. Древесина относится к самым ценным . Эбеновое дерево находит применение при изготовлении мебели, музыкальных инструментов . Эта древесина тонет в воде.

Вопросы:

    Как называется дерево с чёрной ценной древесиной?________________

    Эбеновое дерево – это древесина? _______

    Эта древесина плавает? _________

Вывод: Мы прочитали текст об __________________________________.

Оказывается, что эта древесина _________________________ .

1.Прочитайте текст.

2. Подчеркните важную информацию.

3. Ответьте на вопросы

4. Сделайте вывод.

Пемза – это пористый и твёрдый камень горной породы, который образовался в результате быстрого застывания кислых лав, насыщенных газами. Применяется в строительном деле. Пемза насквозь пронизана порами, и часто настолько лёгкая, что не тонет в воде.

Вопросы:

    Как называется твердый камень горной породы? ________________

    Пемза – это камень?_______________

    Этот камень тонет? _____________

Вывод: Мы прочитали текст о __________________________________ и узнали, что _____________ это камень, который ______________________ .

1.Прочитайте текст.

2. Подчеркните важную информацию.

3. Ответьте на вопросы

4. Сделайте вывод.

Вопросы:

    Как звали древнегреческого учёного?______________

    Как называется закон? ___________

    Что помогает объяснить этот закон? ______________________________________________ _____________________________________________

Вывод: Мы прочитали текст об ___________________________ и выяснили, что ________________ это древнегреческий учёный, а его закон используется _________________________________________ .

Архиме́д - древнегреческий учёный. Занимался математикой, механикой, физикой и астрономией. Ему принадлежит основной закон гидростатики – Закон Архимеда. Закон

Архимеда помогает объяснить плавание подводных лодок, животных и человека, помогает поднимать затонувшие корабли.

Вот что мы открыли!

Тема: ____________________________

Наши предположения

Таблица 1.

Отметьте + каждое высказывание в соответствующем столбике:

Таблица 2.

Эбеновое

дерево

древесина

плавает

тонет

Пемза

камень

плавает

тонет

Вставь недостающие слова:

Закон (чей?) _________________: на тело, погружённое в __________

действует ________________________ сила.

Что нового открыли:____________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Смайлики

Просмотров